Звёздное
наследие

Крепость Аркона

Крепость Аркона

Мыс Aркона (Arkona) расположен на самой северной точке острова Рюгена, на полуострове Витове, выдающемся на 48 м в Балтийское море.

Аркона (Яромарсбург) была солнечным городом, главным культурным и религиозным центром западных (балтийских или полабских) славян до XII века.

На мысе Аркона сохранились элементы крепости и святилища древних славян – это единственное славянское укрепление такого рода в Германии.

Крепость на карте

Местонахождение

Путгартен, район Передняя Померания-Рюген, земля Мекленбург-Передняя Померания

загрузка карты...
История крепости по разным источникам

Рю́ген (Руян, Рана, Буян) – крупнейший остров в Балтийском море, на настоящий момент принадлежащий Германии.
Аркона (нем.-Кап Аркона) – это мыс высотой 45 метров на полуострове Виттов острова Рюген, на котором располагалась столица Аркона (Яромарсбург).


Древнюю Аркону населяло племя, которое датский летописец XII века Саксон Грамматик именует руянами. Руяне владели крупным флотом и располагали разветвлёнными торговыми связями. До XII века княжество славян-руян было столь могущественным, что руяне стали хозяевами чуть ли не всего Балтийского моря, которое долгое время называлось Морем Ругов.
«Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природной защитой. С западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир» (Саксон Грамматик). Речь идет о боге Свентовите (Святовите).


Далее следует описание храма бога Святовита:
«Посреди города была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей. В ней имелся единственный вход. Сам же храм заключал в себе два ограждения, из которых внешнее, соединенное со стенами, было покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с внешним, кроме редкого переплета балок».


Затем шло описание Святовита и имущества: «…стоял большой превосходивший рост человеческий кумир, с четырьмя головами… волосы и борода были подстрижены коротко…в этом художник соображался с обыкновением руян». «В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука подобилась луку… В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями… более всего поражал меч огромной величины, которого ножны и череня, кроме красивых резных форм, отличались прекрасною серебряной отделкой».
У бога Святовита были и свои боевые знаки (Signa) и знамена (красного цвета стяг). Самое главное из них называлось Станица (Stanicia). Кроме того, к числу его боевых знаков принадлежали и резные орлы. «…Оно (знамя Святовита) было отлично по величине и цвету и почитаемо народом Руянским почти столько, сколько величие всех богов… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».



Аркона была главным культурным и религиозным центром западных (балтийских или полабских) славян. До конца X века вся Северная Германия и все южные берега Балтики были заселены славянскими племенами (лютичи/вильцы, ободриты/бодричи, редари, руяне, ружане, вагры, поморяне и другие), собирательно эти земли именуются Полабской Русью (от названия реки Лабы/Эльбы). В Аркону приезжали князья и простые люди для гаданий о самом важном — об урожае, войне и мире, и считалось, что именно арконский оракул дает самые точные прорицания. Сохранились свидетельства, что даже из далекой Чехии спустя два столетия после принятия там христианства «посылали в Аркону за оракулом».
Все окрестные племена и рода ежегодно присылали в Аркону щедрые дары. Саксон Грамматик писал: «король Датский Свенон… принес в дару чашу искуснейшей отделки… для содержания кумира (бога Святовита в главном арконском храме), каждый житель острова обоих полов вносил монету. Ему также отдавали третью часть добычи, веря, что его защита дарует успех, кроме того, в его распоряжении были триста лошадей и столько же всадников, которые все добываемое ими… вручали верховному жрецу».

Северогерманский хронист Адам Бременский (ок. 1066 г.) писал, что без согласия племени руян (ранов), не мог быть решен ни один вопрос, касающийся общности балтийских славян в целом: «Другой остров [Руян] расположен напротив вильцев [лютичей]. Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. Без их решения не положено ничего предпринимать в общественных делах: так их боятся из-за их близких отношений с богами или скорее демонами, которым они поклоняются с большим почтением, чем прочие».

В 1168 году столица Аркона (Яромасбург) была разрушена датчанами, святилище Свентовита (Святовита) уничтожено. По свидетельству датских летописей, король руян Яромир стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле. К этому периоду относится первое насильственное обращение руян в христианство.

В 1185 году, при возведении церкви в Альтенкирхене, на полуострове Виттов, использовались камни из Яромарсбурга. В Альтенкирхене до сих пор имеется «камень Свантевита» (Svantevitstein).
В этой церкви в стене Альтеркирхен был замурован камень из Арконы, на котором можно увидеть в поверженном виде то ли самого Свентовита, то ли его жреца.



Вероятно, именно его описывают хронисты: Давид Хитреус в «Саксонской хронике», XVI век:
«Изображение бога руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма; коренные жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом».

В «Истории Каменской епархии», относящейся к XVII веку, сообщается:
«Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Статую этого бога, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы „Древний Вит"».

В 1234 г. руяне освободились от датского владычества. А в 1282 г. князь Вислав II заключил с королём Германии Рудольфом I соглашение, получив Рюген в пожизненное владение вместе с титулом имперского егермейстера. Далее славяне Рюгена, находясь в составе различных немецких государственных образований, в течение последующих нескольких веков постепенно утрачивая славянский язык, славянскую культуру, самобытность, полностью онемечились.

В 1325 г. умер последний руянский князь Вицлав (Вислав) III.
И в 1478 г. остров был присоединён к Померании, позже отошёл к Швеции. Затем был захвачен бранденбуржцами, в 1807 г. завоёван Наполеоном, а в 1814 г. вошёл в состав Дании, но уже в 1815 г. перешёл к Пруссии.

В заключительной фазе Великой Отечественной войны, 4 мая 1945 г. немецкий гарнизон острова без боя сдался советским войскам.
В послевоенное время остров принадлежал ГДР и воинские части Группы Советских войск в Германии (Западной Группы войск) и ДКБФ находились на Рюгене вплоть до лета 1992г.

В настоящее время охраняемый ландшафт мыса Аркона вместе с рыбацкой деревней Витт является одним из самых популярных туристических направлений на Рюгене. В здании маяка высотой 21 метр, построенного в 1826–1827 годах, открыт музей. Маяк высотой 36 метров 1902 года постройки работает до сих пор по назначению. В радионавигационной башне 1927 года постройки находятся музей и ювелирная студия. Славянское укрепленное поселение с храмом, посвященным богу Святовиту, располагались на том месте мыса, которое сейчас со скоростью 30–50 см в год обрушивается в море, но земляные валы и святилища частично сохранились. О прошедших войнах и годах напряженности между двумя Германиями напоминают расположенные неподалеку бункеры времен вермахта и 80-х годов XX века.


Альтернативная история

На мысе Аркона находится вал высотою в 20–27 метров, в котором помещался храм вендского четырёхликого бога Святовита. Власть в Арконе принадлежала верховному жрецу.
Аркона – город-храм, последний оплот славян... 
Здесь было средоточие всей веры, всего упования языческого славянства.
Священный город Аркона явился в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально «витязями».
Слово «витязь» состоит из корня «вит», местоимения «яз» и окончания «ь» (ерь), которое могло оглашаться звуком «е» (еси). Слово в целом расшифровывается «вит я есть».
Морское государство Русов было частью обширного славянского мира от Лабы (Эльбы) и Донная (Дуная) до Урала, и от Варяжского (Балтийского) до Чермного (Черного) моря. Остров Руян был частью союза ободритов (бодричей), находился также в тесном военном и политическом союзе с лютичами (самым сильным славянским союзом). Полабские славяне (бодричи, лютичи) противостояли натиску германских племен вплоть до XI века, более 350 лет держались в самом центре уже христианизированной Европы.

Но в 1168 году 30-тысячное войско осадило Аркону. Более 2 месяцев продолжалась битва за Аркону, имевшую лишь небольшой гарнизон. Все они героически погибли, защищая Аркону – никто не сдался, а у врагов были громадные потери. В веках запомнилась героическая оборона Арконы.

Падение Арконы (отрывок)

«9 мая 1168 года датчане под предводительством короля Вальдемара и епископа Абсалона высадились на Ругии-Руяне. Вместе с ними высадились войска саксонского герцога Генриха Льва.
Король напал на Ругию с большим количеством воинов и осадил город Аркону, залив предместье реками крови. Город взять было нелегко: высота стен с валом достигала 27 метров, и камнеметные машины не могли их преодолеть. Оставалась надежда на длительную осаду и на то, что у защитников не хватит питьевой воды. Осажденные, уверенные в своих силах, покрыли стены и башни знаменами и гербами...
… 12 июня 1168 года во время очередного приступа была подожжена башня и ворота, малое количество воды не позволило погасить пожар. Аркона была обречена. Жители, видя свою обреченность, бросались в пламя, не желая быть рабами. Король приказал вынести кресло и сел в него, чтобы наблюдать за происходящим. Город пал».

Почти полтора месяца была война во владениях Ругов на берегу балтийского моря и только потом, когда остатки войск отошли к острову, датский король Вальдемар с немецкими отрядами начали штурм города Аркона. Всего к моменту штурма (на момент высадки различные хроники указывают 30 с небольшим тысяч) насчитывалось до 20 000 вражеских воинов. Именно профессиональных воинов-убийц, а не крестьян, набранных в деревнях. Основное войско Арконы, около 2500 человек, погибло в первый же день, отражая высадку. Потом целую неделю датчане и немцы штурмовали городские стены, где стояли простые люди. Они героически сражались, враги же, когда не смогли взять город штурмом, подожгли его сразу со всех сторон.

Все это время бок о бок сражалась с войском и народом и отборная дружина храма – ко времени падения города их осталось 200 с небольшим, славянских белых воинов-витязей. И вот когда город был взят, остался только храм Бога Свентовита.



Почти две недели эти 200 с небольшим воинов обороняли храм от 15 000-го войска (столько осталось от 30 000 вражеского войска: около 10 000 погибло на побережье и 5 000 при штурме города). Храм Свентовита был укреплен и расположен на вершине утеса. Вели к нему две дороги, на которых и стояли славянские воины. За две недели боев (в немецких летописях пишут, якобы 6-7 дней и свои потери сильно занижают) славянские воины, которых оставалось к тому моменту лишь 9(!)  человек, вывели из строя 4 500 профессиональных настоящих крепких отборных воинов. Трупами заполнился весь ров перед храмом, мечи брались у убитых товарищей. Германцы и датчане уже просто боялись идти на очередной штурм: погибли два брата короля, 7 баронов, мечами разрубались всадники вместе с лошадьми. Это были лучшие воины славян, лучшие из лучших. В последний день отряд за отрядом шли на штурм немецкие и датские отряды, впервые применив метод смены: ночью бились датчане, днем немцы. Обессилевшие и не спавшие несколько ночей славяне не сдавались, и за последний день немцы не смогли никого убить из 9 славянских воинов (один из них был верховный жрец).

Тогда датчане собрали все бочонки со смолой (ее уже подвезли к этому времени) и с катапульт кораблей закидали храм, а потом подожгли его… Горящие и обожженные бойцы выбежали из храма и кинулись в самую гущу вражеских войск, в свой последний бой, убивая всех на своём пути, пока не погибли. Так героически погиб последний Ведический Славянский оплот – Аркона. Официальная дата падения по христианским хроникам 15 июня 1168 года,  но это ложь – последние две недели боёв были вычеркнуты из многих (но не всех) летописей, христиане не хотели, чтобы у людей осталась какая-либо память об отважно погибших славянских войнах-героях.

На самом деле падение произошло 1 июля 1168 года. Именно тогда и сгорел храм с последними героическими защитниками. По преданию, возрождение нации Русов начнется, когда на Аркону вновь вернут поруганный идол Свентовита.

Творчество
Свентовит


Мне снится древняя Аркона,
Славянский храм,
Пылают дали небосклона,
Есть час громам.

Я вижу призрак Световита
Меж облаков,
Кругом него — святая свита
Родных богов.

Он на коне  – и слишком знает
Восторг погонь,
О, вихри молний нагоняет
Тот белый конь.

Он бросил алую Аркону,
Туман завес,
И льнет к нетронутому лону,
К степям небес.

Он позабыл священность красных
Заклятых стен
Для свежей радости неясных
Измен, измен.

И рог с вином им брошен в храме,
И брошен лук,
И с ним несется небесами
Громовый звук.

Славянский мир объят пожаром,
Душа горит.
К каким ты нас уводишь чарам,
Бог Световит?


Константин Бальмонт


Плач по Арконе

Душа моя плачет: печальные стоны
И чистые слезы славян,
И пепел свещенный сожженной Арконы,
И кровью омытый Буян...

Но память, как книга:
Впечаталась в сердце тяжелая поступь шагов.
Несет крестоносцам легатов интрига
Лишь смерть, а не новых рабов.

Костров ритуальных светые уголья
Сглотнет беспощадный пожар.
На прахе славянском готовит застолье
Король-людоед Вальдемар.

Над сломленным Дубом внимает злословью,
Под тенью паучьей креста,
В плащах белоснежных, забрызганных кровью,
Надменная челядь Христа.

Датчан вероломных крестом подгоняя
Глумится пузатый монах,
Детей некрещеных в кострище бросая,
Другим непокорным на страх.

Пируют монахи, и грязные рясы
Балтийские треплют ветра.
Уродливой тенью их мерзкие плясы
Ложатся в сияньи костра.

Ни крика ни стона, ни слов о пощаде
Лишь недругов пьяных разгул.
Аркона разрушена, в белых нарядах
Народ сном последним уснул...

Но дарит нам свет свой незримый Аркона,
И силы даёт нам Буян,
И в битве последней повергнет Дракона
Свещенная вера славян.

***
Меч звенит,
Стрелы градом кругом летят,
Флот горит,
И датчан корабли горят.

Смерть и стон,
Перед храмом гора из тел:
Дан сражен,
Был он телом могуч и смел,

Рядом пал
На колени пронзенный гот
Остр металл,
Вместе с готом и сакс умрёт.

Снова дан,
Снова сакс и кровавый брит...
Сколько ран!
Вот и друг мой упал – убит!

Сталь крепка,
Но на части распался щит,
И рука, что держала его, кровит.

Дрожь и боль...
Навзничь рухнул железный дан.
Что ж, король,
Ты хотел покорить руян?

Думал – враз,
И славяне у ног твоих?
А сейчас
В груде трупов лежишь, затих.

Штурм идет
Без тебя, Вольдемар седой,
Рог поет,
Собирая порубленный строй.

Стая псов,
Вы явились с мечом, огнем
В край отцов...
И в Ирий мы сейчас идем.

Флот не спас,
Не пришла нам на помощь Русь.
Мало нас,
Из-за этого в сердце грусть.

Чернобог,
Святославие ты распял;
Князь помог
И калёный жестокий металл.

Крест обрек
Русь на долгий и трудный плен,
Но Сварог
Ей поможет, поднимет с колен!

Сотни лет
Будет ждать своё время Бог –
Вечный Свет!
Жаль, что нас Святовит не сберег.

Мы уйдем,
Растворимся в седых веках,
И найдем Вечный мир и покой в облаках.
Боги нас
Примут радостно на века,

А сейчас
От меча онемела рука.
Храм стоит,
Непокорной стоит скалой.

Святовит,
Дай нам силы и путь открой
В мир любви,
В мир покоя, там Род и свет.

Мы в крови,
Умираем, и помощи нет.
Храм мы твой
Защищаем, пресветлый Бог,
И покой
Нам подарит отец Сварог.

Меч звенит,
Стрелы градом кругом летят.
Храм горит,
И защитники в нем горят...



Тонкий план

Аркона – это коны Ариев, взаимосвязанные с сознанием человека. Место древнего святилища , где главенствовали эти коны, всё пропитано светом.
Впоследствии солнечные города или территории стали строить, как накопители света – огромные сооружения, залитые солнцем.

Древнее подобие – это отголоски Золотого Века и Гипербореи, хотя они и работали на других принципах. Здесь большее значение имели небесные светила, например, Солнца, вся система Солнц и то, что находится за ними.

В Солнечных городах был представлен абсолютный спектр девяти Солнц. Спектр – как коны. Это было отражено в пространстве, в том числе в архитектурных построениях. Там преобладали полупрозрачные и облегчённые структуры, которые составляли небесный город. Световой канал расширялся на всю территорию и возникал мини-Периметр.
У каждого города было местоположение, но правильнее рассматривать это как принципы организации пространства с точки зрения взаимодействия небесных светил.

Остров Руян (или Рюген, как немцы говорят) – это одна из ключевых точек. На Земле их было девять, и они располагались определённым образом. Когда Солнце перемещалось, эта небесная единая конструкция работала.
В нее включены:

  • Руян с прилегающей территорией
  • Плато Путорана
  • Египет
  • Тибет
  • Зауралье
  • Черноморский бассейн вместе с Турцией и Крымом
  • Древний Китай
  • Индия
  • Южный полюс

Привязано это было к Солнцу и к тому, что за Солнцем.
Так как канал был открыт, то небесные потоки могли проявляться в любых формах. Так, например, часто видели небесного всадника в доспехах на белом коне, которого принимали за Свентовита. Или самого Свентовита с тремя головами, который охватывал уровни земли, воздуха и того, что выше воздуха. Это та алгоритмика, которая сохраняла в балансе небесное и земное. Он мог становиться огромным орлом, белым всадником или принимать любую другую форму.

Все эти точки проходили по нулевому меридиану, где ноль – как кон, как исток, от которого ведётся отсчёт. Это полный солнечный цикл.

Обычно города выглядели как долины, где в центре располагались ледяные высоченные замки, только это не лёд, а хрусталь. Это кристаллы, которые являлись накопителями и распределителями. Они располагались именно в тех местах, где Солнце более всего пребывает в зените. То есть это тонкий план, а его проекции могли быть любыми. Фактически это небесные города. В этих городах в тонком плане до сих пор сохранилась жизнь, там присутствуют световые сущности.

Связь с Землёй сейчас потеряна, а она создавалась славяно-ариями на принципах прямой передачи, где люди как потоки выстраивали такие конструкции для самого точного преобразования света. Оттуда шло дальнейшее перераспределение. За счёт этого работали переходы, поддерживалось общее поле, левитация и проявление многого другого.

Все боги и крылатые существа, типа Пегасов, располагались сверху. Отличительной особенностью тех, кто жил внизу, был большой рост и крепкий дух, канал связи с предками. Потенциал этого был необорим.

Эти места находились в крайних точках данной территории. Внутри земли располагались кристаллические структуры как плата, по которой разливаются потоки. Люди ехали туда на подзарядку, чтобы набраться сил.

Это было создано в I–II веках, и просуществовало вплоть до V–VII веков. В IX веке их не осталось в большинстве своём, так как ушла связь, образовалась прослойка, и спектр стал теряться.

Рюген сохранял связь практически до последнего, и сейчас там присутствуют некоторые отголоски этого.

Мифы и легенды